Фрагмент для ознакомления
2
1 Современные исследования психологической готовности к браку в отечественной психологии
Рассмотрим особенности современных студенческих семей, постепенно перейдем к исследованиям психологической готовности к браку студентов.
Сегодня молодая современная студенческая семья переживает кризис. Этот кризис свойственен все развитым государствам. Кризис семейных отношений обусловлен тем, что сильно изменился образ жизни современных людей.
В современной действительности проблемы молодоженов многообразны. Источником их возникновения является, в первую очередь, как отсутствие прежней государственной поддержки, так и социальной защиты в адрес молодых семей.
Перечислим основные проблемы студенческих семей:
1) Отсутствие достаточного уровня финансовой и материальной обеспеченности студенческих семей. Так, на сегодняшний день доходы студентов в 2 раза меньше, чем в общем в государстве.
2) Социальные проблемы студенческих семей включают в себя повышенную как финансовую, так и материальную потребность, что связано с необходимостью организации семейного быта, приобретения собственной жилой площади и пр.
3) Период социализации супругов (получение образования, рабочего места).
4) Психологическая адаптация в молодой семье. Так, 18% семей нуждаются в оказании им психологического консультирования специалистов .
Решение значимых проблем в семейной жизни, осуществляется психологом, психологом-педагогом при помощи психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей.
Развитие человечества привело к тому, что в прошлом значимый социальный статус семьи сегодня начал понижаться. Исследователи, изучающие данную проблему говорят, что это «крах» семейных ценностей. Некоторые исследователи полагают, что с индустриальным развитием общества функции семьи изменяются, но, в тоже время это не означает полноценную гибель семьи как социального института. Исследователи утверждают, что на основе традиционной семьи появляются новые, альтернативные семейные структуры, которые пытаются избавиться от прошлых проблем.
Другие исследователи придерживаются противоположной точки зрения, они утверждают, что произошёл «развал» семьи как социального института. Они утверждают, что термин «семья» уже не применим, и его стоит заменить совершенно другим термином – «домохозяйство». Обе эти точки имеет под собой обоснование, но, тем не менее они не объясняют проблему до конца.
Семьи образуют не только по причине общественно важных функций, но и по причине личных, интимных чувств, желаний и потребностей людей.
Можно предположить, что снижение этих личных мотивов и потребностей и показывает проблемы института семьи. Мешает развитию семьи в нашей стране отсутствие эффективной государственной политики направленной на поддержку семей. В России реализуют только финансовую помощь семье. Необходимо, чтобы в нашей стране развивали систему семейного менеджмента, который, послужил бы пространством и базой для работы психологов, социологов на благо институту семьи.
События, происходившие в России с 90-ых годов, влияние западных идеалов и западной культуры привели к изменению в идеалах молодёжи, в их собственных приоритетах. Как итог значительно увеличился возраст молодожёнов, особенно это заметно в крупных и развитых российских городах. Заметно увеличились так называемые «вынужденные» браки, когда женитьба связана с беременностью невесты. Снизилось число студенческих браков, заметно упало количество торжественных церемоний, многие молодые люди предпочитают в тихой обстановке поставить подписи, и таким способом узаконить свои отношения.
Изменения в семейном укладе отразилось и на семейных мужчинах. Так, например, традиционная роль мужа-добытчика сегодня стала крайне затруднительной. Особенности молодой семьи заключаются в том, что она находится на самом раннем этапе становления .
Во многих классификациях и типологиях студенческие семьи не выделяются в отдельную группу. Студенческая семья – это термин, активно распространявшийся на территории СССР. В зарубежных странах существует другие студенческие установки, там студенты в большей степени замотивированы в хорошем окончании учебного заведения. В западных странах принята откладывать период заведения семьи до того момента, как человек будет готов в материальном плане к семье. Происходит этой по той причине, что западные студенты руководствуются рациональным подходом к семейному планированию. Социалистический патернализм создал совершенно иную установку в нашем государстве. Если отвечать на вопрос: нужна ли студенческая семья? То, безусловно, да, особенно на фоне серьёзных демографических проблем наблюдающихся в нашей стране.
Проблемы российской семьи нашего времени в целом сходятся с общемировыми. Зачастую, именно проблемы в семье, порождают конфликтные ситуации между родителями и детьми, что приводит к недопониманию, неспособности найти общий язык, скрытности и нежеланию делиться «своей жизнью», агрессивности и т.д.
Рассмотрим основные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми:
1. Дисгармония семейных отношений. Возникает из-за отрицательных отношений между родителями, усиливается психологическое давление и появляется устойчивое волнение у ребенка.
2. Диструктивность в воспитании. Формулируется в сильных расхождениях мамы и папы в проблеме воспитания ребенка. Важно, чтобы поступки родителей были последовательны и гармоничны, а также согласованы.
3. Возрастные детские кризисы. В год, три года, семь лет, при половом созревании в 12-14 лет, и в подростковом возрасте 15-17 лет возникают те самые проблемы между родителями и детьми. В этот период у ребенка идет переход от одного этапа развития к другому. Поэтому это время считается пиком конфликтности в семье .
Основываясь на вышесказанном можно сделать следующий вывод: Российская студенческая семья стоит на пороге изменений своего количественного состава, социальной ориентации и морально-этической принадлежности, что порождает ряд значимых проблем в семейной жизни.
Именно проблемы в семье, не зависимо между какими поколениями они возникают, становятся основоположниками дисгармонии во взаимоотношениях как между родителями и детьми, так и в семье в целом.
Социально-психологические проблемы студенческих семей
Первые семейные годы характеризуются тем, что супруги привыкают, адаптируются друг к другу, если этот процесс адаптации пойдёт по неверному пути, то может произойти распад брака. Очень часто студенческие семьи разводятся в первые 5 лет совместной жизни. Многие молодые семьи распадаются не выдерживая свалившихся на них бытовых трудностей и сложностей. Частые конфликты в молодых студенческих семьях также являются серьёзной трудностью. Эти частые конфликты происходят по причине того, что каждый из супругов видит по-своему решение той или
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аликин И. А., Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 3. — С. 75-80
2) Валиуллина А. Ф., Кислова А. И. Отношение к браку глазами
современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — No11. — С. 760-762.
3) Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. - М.: Медицина, 2020
4) Володарская Е. А., Индивидуально-характерологические аспекты психологической культуры студентов дистанционной и очной форм обучения // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2020. — № 4. — С. 67-83.
5) Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л: 2014.- 325с
6) Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / Под ред.О.И. Ключко. – М.: МГПУ, 2015. – 224 с.
7) Жолудева. С. В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – С. 276-280
8) Заярская Г. В., Семейный образ жизни молодежи и репродуктивный потенциал российской семьи // Социальная политика и социология. — 2009. — № 11, ч. 2. — С. 123-133.
9) Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентир. Монография / Э.Ф.Зеер, И.И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос.Гос.проф.-пед.университета, 2003. - С. 158.
10) Зудилина И.Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям. Автореферат дисс. канд. пс. н.- Самара, 2015
11) Кикоть А. С., Социальная адаптация молодой семьи в России: монография. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 112 с.
12) Кириленко М., Яценко А. Вступление в брак: мотивация и прогнозы // Зеркало недели. - 2014. - No37 (512). С. 50-57
13) Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
14) Науменко, Ю.В. О воспитании профессиональной направленности личности учащихся/ Ю.В. Науменко// кн. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2015.
15) Разов П.В., Молодая семья в современном российском социуме: образ и качество жизни [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 210 с.
16) Рыбак Е.В., Молодая семья в современном обществе [Электронный ресурс] : Учебно-методическая литература. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 150 с.
17) Чернова Ж. Молодая семья как объект/субъект семейной политики [Электронный ресурс] // Полит.ру. 2017. URL: http://polit.ru/article/2010/11/30/family/, свободный. (Дата обращения 13.12.2020)
18) Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2020.